Цифровой грузопоток: маркетплейсы наращивают потребность в доставке товаров

Активное развитие электронной торговли повысило требования к качеству обслуживания как участников рынка, так и самих покупателей. Важным нюансом бизнес-процессов в отрасли является доставка товаров, в результате значительно возрастает роль грузоперевозчиков.

Бурный рост российского e-сommerce подтверждают данные Ассоциации компаний интернет-торговли (,АКИТ). По её подсчётам, за первый квартал этого года объём онлайн-продаж составил 1,9 трлн рублей, это на 39% больше результатов аналогичного периода прошлого года.

Драйверами роста стали Дальневосточный и Северо-Кавказский федеральные округа, где показатели увеличились на 65,6% и 68% соответственно. Петербург по-прежнему занимает третье место по объёму онлайн-продаж с долей в 5,95%, уступая лишь Москве (17,8%) и Подмосковью (8,5%).

При этом доля интернет-торговли в общей структуре розничных продаж повысилась до 14,9% с 13,5%, зафиксированных по итогам 2023 года. Чаще всего россияне покупают в Сети цифровую и бытовую технику, мебель и товары для дома, одежду и обувь, продукты питания, товары для красоты и здоровья, автозапчасти и автоаксессуары, продукцию для детей, спорттовары.

«Тенденция на усиление роли регионов в онлайн-торговле сегодня становится всё более наглядной, также, как и возможности e-commerce в доставке огромного ассортимента товаров для жителей всей страны, независимо от географии их проживания. Большую роль в этом сыграла активность самих компаний интернет-торговли, развитие логистической инфраструктуры в регионах страны, а также налаживание эффективных партнёрских связей и коллабораций», — отмечает президент АКИТ Артём Соколов.

Согласно данным компании DataInsight, специализирующейся на аналитике онлайн-ретейла, наибольший вклад в развитие отрасли вносят универсальные маркетплейсы. В прошлом году на них приходилось 4,1 млрд заказов из 5,1 млрд, совершённых во всей интернет-торговле. Рост обеспечивается за счёт появления новых селлеров и расширения ассортиментной базы.

  Порт Архангельск планирует увеличить экспортный грузооборот

По словам партнёра DataInsight Фёдора Вирина, маркетплейсы лидируют на рынке e-сommerce благодаря качеству сервиса: покупатели уверены в наличии нужного товара, а также в его доставке и возможности вернуть заказ.

Как выросли грузоперевозки маркетплейсов

Как отмечают участники рынка, с масштабированием бизнеса потребность в качественной логистике значительно возросла. В пресс-службе Wildberries сообщили, что с 2022 по 2023 год количество компаний, задействованных в перевозке товаров, увеличилось в несколько раз. В этом году маркетплейс прогнозирует почти двукратную динамику доставки.

«Задействованы практически все виды транспорта, включая авиадоставку и даже такая экзотика, как судна на воздушной подушке. На трассе Москва – Петербург уже тестируется беспилотный транспорт. А максимальная протяжённость маршрута достигает почти 10 тыс. км», — заявили «ДП» в пресс-службе онлайн-площадки.

Ежегодный рост объёма грузопотоков фиксируют и в «Яндекс Маркете». За первый квартал крупнейший фулфилмент-центр компании в подмосковном Софьино отгрузил 18,6 млн заказов, что на 27% больше, чем за такой же период в прошлом году.

«Это объясняется ростом востребованности площадки, появлением на ней новых продавцов, а также расширением сети пунктов выдачи заказов и запуском новых складов. Мы также нарастили количество транспорта — например, в Софьино каждый день приезжает 229 машин с поставками», — комментирует операционный директор направления логистики «Яндекс Маркета» Александр Костин.

По каким схемам маркетплейсы сотрудничают с перевозчиками

Как пояснили в сервисе «Грузовичкоф», существует три основные модели взаимодействия перевозчиков и торговых площадок. Схема FBO подразумевает торговлю со склада маркетплейса. В этом случае логистический оператор забирает груз и доставляет на распределительный центр площадки.

При FBS торговля ведётся со склада перевозчика или собственного склада продавца. Транспортная компания хранит товары на своём складе и маркирует их по требованиям торговой площадки. Поскольку маркетплейсу самому не нужно хранить груз, то он снижает комиссию для поставщика.

  Порт Архангельск станет ключевым участником системы грузоперевозок по Севморпути

Модель DBS означает хранение и доставку силами перевозчика. То есть логистический оператор не только хранит и маркирует товары, но и доставляет их непосредственно покупателям. При этом комиссия торговой площадки для селлеров будет ещё меньше.

«Вне зависимости от выбранной схемы всегда стоит уточнять, предоставляет ли перевозчик дополнительные услуги. Например, подготовку к отгрузке, упаковку, маркировку, страхование груза, оформление документов и пр. Если для стабильных поставок вам требуются дополнительные услуги логистического оператора, их нужно обговорить заранее. Многие перевозчики предлагают только стандартный пакет, который подходит не каждому селлеру», — рекомендует операционный директор «Грузовичкоф» Денис Коченов.

Преимущества работы с перевозчиками

При передаче транспортных задач опытному перевозчику представители e-сommerce получают возможность сократить непрофильные затраты и сконцентрироваться на развитии собственного бизнеса. Им предоставляются персональные тарифы и экономически выгодные маршруты, выстроенные исходя из специализации компании, графика её работы и объёма грузопотоков, отмечают в «Грузовичкоф».

«В автопарках нашего сервиса есть автомобили различной грузоподъёмности — от 500 кг до 28 тонн: легковые «Ларгусы», «Газели» и другой транспорт для крупнотоннажных перевозок, а также опытные профессионалы, что позволяет организовать грузоперевозку любой сложности. Продавцы на маркетплейсах могут как заказать разовую перевозку, так и заключить долгосрочный договор на регулярную доставку товаров», — добавляет Коченов.

Важным фактором работы является оперативная связь с перевозчиком. Продавец должен иметь возможность поддерживать контакт с логистическим оператором на каждом этапе доставки и быть в курсе местонахождения груза. Решить эту проблему позволяют онлайн-сервисы: бизнес-кабинет и мобильное приложение. С помощью них можно рассчитать стоимость доставки, спланировать маршрут, сформировать заказ и проконтролировать процесс перевозки.

Как видим, с развитием интернет-торговли улучшаются и сервисы, позволяющие выбрать оптимальные варианты для развития бизнеса и удовлетворения потребностей покупателя, в том числе повышается качество доставки товаров.

  «Деловые Линии» открыли первый терминал в ЛНР

DP. RU