Как удовлетворить увеличение спроса на грузоперевозки в восточном направлении
К 2030 году пропускная способность дальневосточных портов окажется в два раза выше, чем провозная способность ведущих к ним железных дорог. Такой прогноз в ходе ВЭФ озвучил первый заместитель генерального директора ГК «Дело» Александр Иодчин. В связи с этим возникает закономерный вопрос: как решить задачу по расширению восточного направления и улучшению транспортной доступности макрорегиона в целом?
Основной инструмент
Очевидно, что к перераспределению логистических потоков — как экспорта, так и импорта — привел глобальный поворот нашей страны на Восток.
— Работа по развитию транспортных коридоров активно началась два года назад с учетом перестройки логистики, грузопотоков. Сейчас это формализовано в майском указе № 309. Ключевая национальная цель — увеличение в полтора раза к 2030 году объема перевозок по международным транспортным коридорам, — отметил первый заместитель министра транспорта РФ Валентин Иванов.
Одним из основных инструментов реализации задуманного стал нацпроект «Эффективная транспортная система». Там нашло отражение развитие опорной сети всех ключевых видов транспорта. Это и железные дороги, и морские и внутренние водные пути. Кроме того, в фокусе внимания развитие приграничной инфраструктуры в части пунктов пропуска.
— Внешняя торговля России во многом переориентировалась на Азиатско-Тихоокеанский регион. И основной транспортной артерией, по сути, стал Восточный полигон. Он на текущий момент является самым безопасным, эффективным и финансово привлекательным маршрутом с точки зрения вывоза или получения груза из азиатских стран. Доля контейнерного экспорта через Дальневосточный регион выросла практически в два раза, при этом одновременно повысились объемы перевозки неконтейнерных грузов. Вместе с тем увеличилась доля импорта через Дальний Восток, — констатировал Александр Иодчин.
Привлечь инвестора
Сегодня провозная способность Восточного полигона — 173 миллиона тонн. В соответствии с планами к 2030 году показатель должен быть увеличен до 210 миллионов. Но и это далеко не предел.
— Сейчас запущены достаточно капиталоемкие проекты, причем с внебюджетным финансированием, с участием банков. Это строительство четырех внеклассных сооружений: вторых Северомуйского, Кодарского, Кузнецовского тоннелей, моста через Амур. Данные мероприятия позволят к 2032 году увеличить мощность Восточного полигона уже до 270 миллионов тонн. То есть к действующим 173 миллионам плюс 97 миллионов тонн — это практически двукратное увеличение экспорта, который идет по железной дороге в восточном направлении, — подчеркнул Валентин Иванов.
Способствовать достижению поставленных целей должно в том числе привлечение частных инвестиций, ведь капиталоемкие инфраструктурные проекты требуют огромных вливаний.
— Возможности инвесторов в последние годы активно растут, — отметил председатель комитета Совета Федерации РФ по экономической политике Андрей Кутепов. — Например, порт Эльга имеет перспективы увеличения мощностей с 30 до 50 миллионов тонн. То есть мы видим, что наиболее эффективно происходит рост там, где есть частный собственник. Соответственно, необходимо создавать условия для того, чтобы приходили инвесторы, дать им возможность участвовать в проектах, не останавливать их нигде.
Только этого мало
В свою очередь специалисты Института экономики и развития транспорта спрогнозировали, что в ближайшие годы изменится структура перевозимых грузов. В частности, растут контейнерные перевозки.
— Естественно, провозных способностей Восточного полигона в ближайшие годы нам уже окажется мало даже с учетом роста. В 2032 году мы достигнем 270 миллионов тонн, но на фоне увеличения потока экспортных грузов, думаю, станем обсуждать целевые показатели уже и 300, и 350 миллионов тонн. Все это реально, исходя из структуры грузопотоков. Сегодня так называемые легкие строительные мероприятия уже завершены, инфраструктура требует капитальных вложений. Важно создание новых линий, а не модернизация имеющихся. Абсолютно поддерживаем и развитие погранпереходов. На Восточном полигоне их много — Забайкальск, Наушки, создаваемый совместно с китайской стороной переход Джалинда — Мохэ, — сказала генеральный директор АО «Институт экономики и развития транспорта» Ирина Магнушевская.
Удавка на шее экономики
Необходимость глобального расширения транспортных коридоров крайне актуальна на фоне динамичного развития экономики регионов округа. Имеющиеся логистические коридоры попросту не справляются с требуемыми объемами перевозок.
Способствовать достижению поставленных целей должно привлечение частных инвестиций, ведь капиталоемкие инфраструктурные проекты требуют огромных вложений
— В Якутии уже побили все рекорды по добыче полезных ископаемых советских времен, причем значительно, — сообщил глава Республики Саха Айсен Николаев. — И сейчас реально сталкиваемся с тем, что транспортно-энергетический каркас не просто устарел, но уже стал удавкой на шее растущей экономики. Одна из ключевых задач не только для нашей республики, но и всего Дальнего Востока — повышение транспортной доступности.
По словам Николаева, прежде всего речь идет об обеспечении круглогодичного сквозного проезда от городов Восточной Сибири через Якутию и Магаданскую область на Охотское море.
— Стране уже сейчас нужно думать о строительстве железной дороги от Якутска до Магадана. Это вопрос, который не надо откладывать в долгий ящик. Все расчеты есть, подходы понятны, какие объемы полезных ископаемых будут вовлечены в оборот, тоже ясно — там десятки триллионов рублей. Однозначно дорога не станет тупиковой — она позволит стране более активно выходить на тихоокеанское побережье, — заключил глава Якутии.
Российская газета