Как удовлетворить увеличение спроса на грузоперевозки в восточном направлении

К 2030 году пропускная способность дальневосточных портов окажется в два раза выше, чем провозная способность ведущих к ним железных дорог. Такой прогноз в ходе ВЭФ озвучил первый заместитель генерального директора ГК «Дело» Александр Иодчин. В связи с этим возникает закономерный вопрос: как решить задачу по расширению восточного направления и улучшению транспортной доступности макрорегиона в целом?

Основной инструмент

Очевидно, что к перераспределению логистических потоков — как экспорта, так и импорта — привел глобальный поворот нашей страны на Восток.

— Работа по развитию транспортных коридоров активно началась два года назад с учетом перестройки логистики, грузопотоков. Сейчас это формализовано в майском указе № 309. Ключевая национальная цель — увеличение в полтора раза к 2030 году объема перевозок по международным транспортным коридорам, — отметил первый заместитель министра транспорта РФ Валентин Иванов.

Одним из основных инструментов реализации задуманного стал нацпроект «Эффективная транспортная система». Там нашло отражение развитие опорной сети всех ключевых видов транспорта. Это и железные дороги, и морские и внутренние водные пути. Кроме того, в фокусе внимания развитие приграничной инфраструктуры в части пунктов пропуска.

— Внешняя торговля России во многом переориентировалась на Азиатско-Тихоокеанский регион. И основной транспортной артерией, по сути, стал Восточный полигон. Он на текущий момент является самым безопасным, эффективным и финансово привлекательным маршрутом с точки зрения вывоза или получения груза из азиатских стран. Доля контейнерного экспорта через Дальневосточный регион выросла практически в два раза, при этом одновременно повысились объемы перевозки неконтейнерных грузов. Вместе с тем увеличилась доля импорта через Дальний Восток, — констатировал Александр Иодчин.

Привлечь инвестора

Сегодня провозная способность Восточного полигона — 173 миллиона тонн. В соответствии с планами к 2030 году показатель должен быть увеличен до 210 миллионов. Но и это далеко не предел.

  Эксперимент по беспилотным грузоперевозкам расширят к 2026 году на трассы М-12 и ЦКАД

— Сейчас запущены достаточно капиталоемкие проекты, причем с внебюджетным финансированием, с участием банков. Это строительство четырех внеклассных сооружений: вторых Северомуйского, Кодарского, Кузнецовского тоннелей, моста через Амур. Данные мероприятия позволят к 2032 году увеличить мощность Восточного полигона уже до 270 миллионов тонн. То есть к действующим 173 миллионам плюс 97 миллионов тонн — это практически двукратное увеличение экспорта, который идет по железной дороге в восточном направлении, — подчеркнул Валентин Иванов.

Способствовать достижению поставленных целей должно в том числе привлечение частных инвестиций, ведь капиталоемкие инфраструктурные проекты требуют огромных вливаний.

— Возможности инвесторов в последние годы активно растут, — отметил председатель комитета Совета Федерации РФ по экономической политике Андрей Кутепов. — Например, порт Эльга имеет перспективы увеличения мощностей с 30 до 50 миллионов тонн. То есть мы видим, что наиболее эффективно происходит рост там, где есть частный собственник. Соответственно, необходимо создавать условия для того, чтобы приходили инвесторы, дать им возможность участвовать в проектах, не останавливать их нигде.

Только этого мало

В свою очередь специалисты Института экономики и развития транспорта спрогнозировали, что в ближайшие годы изменится структура перевозимых грузов. В частности, растут контейнерные перевозки.

— Естественно, провозных способностей Восточного полигона в ближайшие годы нам уже окажется мало даже с учетом роста. В 2032 году мы достигнем 270 миллионов тонн, но на фоне увеличения потока экспортных грузов, думаю, станем обсуждать целевые показатели уже и 300, и 350 миллионов тонн. Все это реально, исходя из структуры грузопотоков. Сегодня так называемые легкие строительные мероприятия уже завершены, инфраструктура требует капитальных вложений. Важно создание новых линий, а не модернизация имеющихся. Абсолютно поддерживаем и развитие погранпереходов. На Восточном полигоне их много — Забайкальск, Наушки, создаваемый совместно с китайской стороной переход Джалинда — Мохэ, — сказала генеральный директор АО «Институт экономики и развития транспорта» Ирина Магнушевская.

  Росатом ожидает в 2024 году рост объема грузоперевозок по СМП до 40 млн тонн

Удавка на шее экономики

Необходимость глобального расширения транспортных коридоров крайне актуальна на фоне динамичного развития экономики регионов округа. Имеющиеся логистические коридоры попросту не справляются с требуемыми объемами перевозок.

Способствовать достижению поставленных целей должно привлечение частных инвестиций, ведь капиталоемкие инфраструктурные проекты требуют огромных вложений

— В Якутии уже побили все рекорды по добыче полезных ископаемых советских времен, причем значительно, — сообщил глава Республики Саха Айсен Николаев. — И сейчас реально сталкиваемся с тем, что транспортно-энергетический каркас не просто устарел, но уже стал удавкой на шее растущей экономики. Одна из ключевых задач не только для нашей республики, но и всего Дальнего Востока — повышение транспортной доступности.

По словам Николаева, прежде всего речь идет об обеспечении круглогодичного сквозного проезда от городов Восточной Сибири через Якутию и Магаданскую область на Охотское море.

— Стране уже сейчас нужно думать о строительстве железной дороги от Якутска до Магадана. Это вопрос, который не надо откладывать в долгий ящик. Все расчеты есть, подходы понятны, какие объемы полезных ископаемых будут вовлечены в оборот, тоже ясно — там десятки триллионов рублей. Однозначно дорога не станет тупиковой — она позволит стране более активно выходить на тихоокеанское побережье, — заключил глава Якутии.

Российская газета