Минтранс проработает схему «вези или плати» для контейнерных перевозок

Минтранс по поручению первого вице-премьера Андрея Белоусова проработает введение долгосрочных договоров с взаимной финансовой ответственностью по принципу «вези или плати» между контейнерными операторами и транспортно-логистическими центрами (ТЛЦ). Об этом сообщает РБК со ссылкой на источник, знакомый с поручением.

Согласно схеме, операторы будут обязаны гарантировать объемы перевозок через терминалы в обмен на предоставление им приоритета транспортировки контейнеров по железной дороге. Проработка этого вопроса была поручена Минтрансу после того, как бывший топ-менеджер РЖД и основатель ГК «Фининвест» Александр Кахидзе направил обращение вице-премьеру, пишет РБК. Агентство ознакомилось с этим письмом, его подлинность подтвердил источник, близкий к аппарату.

В обращении говорится, что создание сети ТЛЦ в России осуществляется без господдержки, а ухудшение макроэкономических условий создает риски для рентабельности проектов и сроков их реализации. Поэтому собственник «Фининвеста» просит обеспечить прогнозируемые объемы перевозок.

В пресс-службе РЖД агентству сообщили, что поддерживают введение долгосрочных контрактов по схеме «вези или плати».

«Конкретные механизмы находятся в проработке. Требуется внесение законодательных изменений», – сказал представитель компании.

Идея о создании механизма «вези или плати» на железной дороге обсуждалась несколько лет. Предполагалось, что с 2022 по 2024 г. такие договоры смогут заключать только те, кто отправляет уголь Кузбасса на восток по экспортным направлениям. Нештрафуемый предел отклонений от контрактных объемов в законопроекте предлагалось установить на уровне 5% как для грузоотправителя, так и для перевозчика. Однако в мае 2023 г. правительство РФ отозвало законопроект о нормативно-правовой базе для введения на железной дороге договоров «вези или плати».

Как ранее сообщали опрошенные «Ведомостями» игроки отрасли и эксперты, рынок контейнерных перевозок грузов в 2024 г. в России вырастет в физическом выражении в пределах 5–10% по сравнению с 2023 г. Объем рынка измерялся объемом перевозок грузов в соответствующей таре (TEU – эквивалент 20-футового контейнера) во внешнеторговом, транзитном и внутреннем сообщении через порты и по сети РЖД. В этом году динамика контейнерного рынка будет определяться высокой базой 2023 г., на железнодорожном направлении ожидается замедление темпов роста, сказал «Ведомостям» представитель группы «Дело».

  Идёт работа по запуску блок-поезда «Ульяновск — Баку — Астара»

При этом РЖД ожидает продолжения роста контейнерных перевозок в 2024 г., сообщал представитель компании, не уточнив конкретных цифр. Этому будет способствовать развитие сети специализированных терминалов и площадок, технологии перевозок контейнеров в полувагонах, открытие нового погранперехода с КНР (Нижнеленинское – Тунцзян) и другие решения, добавил собеседник.

Ведомости