Навигационные пломбы сократят трафик контрафактного табака на Юг и Кавказ

Система отслеживания транспортных средств с помощью навигационных пломб, которую планируется ввести в России и других странах ЕАЭС, сделает проблематичным использование механизма «прерванного транзита» для грузовиков с нелегальной табачной продукцией. Это позволит сократить ее ввоз в регионы юга России и Северного Кавказа, где доля табачного контрафакта превышает среднероссийский уровень, отметил в интервью РБК ТВ Юг директор по связям с госорганами «JTI-Россия» Алексей Воробьев.

«Главным способом доставки нелегальной продукции через границу является так называемый «прерванный транзит». Когда оформляется транзит, у грузовика должны быть две точки пересечения границы — на въезде в страну и на выезде из нее. Мы регистрируем, что большинство таких грузовиков никогда не доходят до второй точки и никогда на этих пунктах пропуска не появлялись. Хотя документы о транзитной поставке заполняются вполне успешно. При использовании навигационных пломб как минимум эта процедура станет невозможной», — сказал Воробьев.

По его словам, сегодня на продукцию, ввозимую из других стран, приходится 72% всего нелегального табачного рынка в стране. При этом примерно половина всех нелегально ввозимых сигарет, транспортируется из стран Евразийского экономического союза.

«Таких поставок, а мы говорим об объеме 800-900 млн пачек, может быть больше 1 тыс. грузовиков. Эта «карусель» насыщает рынок нелегальным продуктом, который, сгружаясь в центральной части страны, по нелегальным каналам распространяется по всей остальной территории. В том числе он поступает в регионы Юга и Северного Кавказа, где объем нелегального рынка сигарет зачастую оказывается значительно выше средних показателей по стране», — отметил Воробьев.

Он также добавил, что для легальных игроков рынка необходимость устанавливать на грузовики навигационные пломбы не приведет к существенному росту стоимости перевозки и, как следствие, заметному росту цен на конечный продукт.

  Поток китайских транзитных грузов через порты Приморья может увеличиться

«Для тех, кто осуществляет транзитные поставки «в белую», необходимость использования пломб добавит какие-то издержки. Но грузовик, который везет сигареты, как правило, имеет заявленную стоимость боле миллиона долларов, поэтому добавление к стоимости перевозки за сет пломб не окажет какого-то существенного влияния», — пояснил эксперт, добавив, что сегодня объем легальных импортных сигарет в РФ сейчас составляет не более 3% рынка.

В настоящее время к введению системы навигационных пломб полностью готовы РФ и Республика Беларусь. Необходимая работа ведется в Казахстане, Киргизии и Армении. Ожидается, что система начнет работу на территории стран ЕАЭС в 2025 году.

По данным аналитиков, минимальный ущерб федеральному бюджету от реализации табачной продукции без акцизов на территории Краснодарского края составил 1,62 млрд руб. в первом квартале 2024 года, а на территории Ростовской области — 1,2 млрд руб. Федеральный бюджет за этот период недополучил 24,95 млрд руб.

РБК