Перевозки из Китая в Европу выросли за полгода

Объём перевозок контейнеров в составе ускоренных контейнерных поездов АО «ОТЛК ЕРА» на направлении Китай – Европа – Китай, следующих транзитом по территориям Казахстана, России и Беларуси, по итогам первого полугодия 2024 года составил 189,1 тыс. ДФЭ. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составил 65,8%. В том числе в июне объём перевозок составил 36,95 тыс. ДФЭ, рост по году на 111%. Об этом «Гудку» рассказали в пресс-службе компании.

Причины роста

В апреле занимавший на тот момент должность заместителя генерального директора ОАО «РЖД» – начальника Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило сообщил журналистам, что за I квартал 2024 года перевозки на этом направлении выросли на 44%. Таким образом, можно констатировать значительное ускорение темпов роста во II квартале.

Всплеск спроса на направлении Китай – Европа связан в том числе с кризисом судоходства в Красном море, отмечают в АО «ОТЛК ЕРА». После того как йеменские хуситы начали атаковать торговые суда в этом регионе, трафик через Суэцкий канал сократился вдвое. В декабре 2023 года по этому маршруту следовало 70 судов в сутки, к марту 2024 года их число снизилось до 35 и остаётся на этом уровне до настоящего момента.

Безопасность не единственное конкурентное преимущество континентального маршрута. Скорость доставки грузов от границ Китая до границ ЕС по-прежнему составляет 5–7 дней, что в среднем в 3–5 раз быстрее, чем морским путём, отмечают эксперты.

После того как значительная часть перевозчиков отказались от использования Суэцкого канала и начали водить суда в обход Африки, разница в сроках доставки увеличилась ещё больше. Путь контейнеровоза из Китая в Европу по обходному маршруту составляет около 60 дней, сообщил «Гудку» генеральный директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов.

  Представитель ООО "Сухой порт Находка" поднял вопрос о строгости нормативов на совещании с Минтрансом России

Кроме того, доставка по суше оказывается практически вдвое дешевле, чем по морю. На сегодняшний день композитный индекс WCI Drewry, отражающий стоимость восьми ключевых фрахтов на направлении восток – запад, составляет $5806 за 40-футовый контейнер (FEU). Композитный индекс ERAI, отражающий стоимость транзита контейнеров через Россию в сообщении Китай – Европа, равен $3289/FEU. Но даже при этом основными факторами, побуждающими грузоотправителей выбирать сухопутный маршрут, остаются срок и безопасность данного варианта, отмечает аналитик.

Обратный поток мелеет

Одновременно в АО «ОТЛК ЕРА» отметили снижение потока грузов, следующих из Европы в Китай, причём не только в годовом, но и в квартальном выражении. Во II квартале 2024 года падение составило 9% по сравнению с первыми тремя месяцами года.

«Изменение структуры грузопотоков существенно влияет на общий показатель балансировки, а соответственно, и на себестоимость перевозки грузов. Мы продолжаем делать всё возможное, чтобы в условиях неопределённости по-прежнему оказывать качественный и стабильный сервис, и ищем возможности для улучшения показателя балансировки», – говорят в компании.

По словам генерального директора, председателя правления АО «ОТЛК ЕРА» Алексея Грома, прогноз по году остаётся позитивным. «По итогам года компания планирует преодолеть планку общего объёма перевозок в 700 тыс. ДФЭ», – отмечает он.