Российским производителям в Узбекистане не хватает складов

Товарооборот России и Узбекистана растет, развивается промышленная кооперация в разных секторах. Российские компании заинтересованы в размещении своих производств в среднеазиатской республике. Однако проблемой остаются нехватка качественных складских площадей и не выстроенные логистические цепочки, отметили участники сессии «Производственная прописка, склады и логистика в Средней Азии», которая прошла на международной промышленной выставке «Иннопром. Центральная Азия».

В 2023 году товарооборот России и Узбекистана вырос на 11,5%, до 10 млрд долларов, а портфель совместных инвестиционных проектов превысил 20 млрд долларов. Промышленная кооперация развивается в металлургии, энергетике, текстильной промышленности и других секторах. В Узбекистане открыты две индустриальные площадки для локализации российских производств — технопарки «Чирчик» и «Джизак» (оба — совместно с казанским технополисом «Химград»).

В наращивании своего присутствия на рынке Узбекистана заинтересованы предприятия разных отраслей промышленности, торговли, сельского хозяйства. Например, первыми резидентами технопарка «Чирчик» стали российские производители пластиковых изделий, средств биозащиты растений и пищевых добавок. Также в Узбекистане открыто производство российских хроматографов.

У «производственной прописки» в стране есть свои плюсы — в частности, высвобождение рабочих рук, отметил директор Корпорации развития промышленности и предпринимательства Нижегородской области Николай Ереев. В России сейчас дефицит кадров, а перенос производства помогает эту проблему решить.

Однако среди сложностей остается нехватка качественных складских площадей. По данным Азиатского банка развития, доля «серой» экономики в Узбекистане оценивается в 50%. В основном, это мелкая торговля — большие склады ей не нужны. По словам Соколова, в республике практически нет складов класса «А», к которым привыкли российские компании. Со строительством логистических комплексов тоже есть проблемы — стоимость стройки практически такая же, как в России, а арендные ставки меньше, поэтому финансовая модель не складывается.

  На линии Усть-Луга — Балтийск железнодорожные паромы перевезли 96,5 тыс. тонн грузов в апреле 2024 года

Несмотря на это, отдельные игроки готовы инвестировать в узбекский рынок и строить свои объекты на территории республики. Например, современный складской комплекс под собственные нужды собирается возводить Wildberries, рассказал директор компании по логистике в странах СНГ Максим Губанов.

Российская газета