Ведомства проработают «дорожную карту» «Почты России» как единого оператора трансграничной торговли
По его словам, этот вопрос поднимался на совещании у главы Минэкономразвития Максима Решетникова 9 декабря.
С предложением о назначении «Почты России» единым оператором электронной торговли ранее выступила сама компания. Для этого, по задумке «Почты России», необходимо ужесточить условия включения юрлиц в реестр операторов электронной торговли. Среди таких условий предлагается: повышенный размер обеспечения уплаты таможенных платежей (не менее 3 млн евро); неснижаемый остаток авансовых платежей (не менее 3 млн евро); размер уставного капитала компании – не менее 100 млн руб.; наличие помещений для хранения, приема и вручения товаров e-commerce на всей территории РФ; наличие информсистемы для взаимодействия с госорганами через Систему межведомственного электронного взаимодействия.
Это позволит перевести весь поток товаров e-commerce для их обработки и таможенного оформления на «Почту России» и обеспечить тем самым загрузку ее простаивающих производственных мощностей. Реализация этой инициативы позволит добавить к выручке дополнительные 17,6 млрд рублей.
При этом «Почта» отмечала, что находится в неравных условиях в сравнении с экспресс-перевозчиками. На почтового оператора законодательством возложено множество обязательств, которые не предъявляются к другим компаниям. Это приводит к перетоку объемов рынка к экспресс-перевозчикам и является сдерживающим фактором для развития «Почты России» в качестве оператора электронной торговли.
Как сообщил источник «Интерфакса», Минцифры и Минэкономразвития считают целесообразным установление дополнительных требований, что позволит обеспечить загрузку АО «Почта России» как единого оператора электронной торговли.
При этом Минфин, Минпромторг, ФТС и ФАС России не поддерживают эту инициативу, поскольку, по их мнению, ее реализация повлечет изъятие сегмента бизнеса у таможенных представителей, осуществляющих в настоящее время оформление и доставку посылок в рамках трансграничной электронной торговли. Они также опасаются повышения цен на услуги для конечного потребителя, а также недовольства со стороны иных участников рынка, которыми уже осуществлены значительные инвестиции в объекты необходимой инфраструктуры.
Кроме того, на совещании указывалось, что «Почта России» не представила детальную финансово-экономическую и технологическую модель с описанием производственных мощностей компании, а также тарифов на обработку товаров e-commerce для определения конечной стоимости услуг «Почты России» для покупателей товаров.
По словам собеседника «Интерфакса», ведомства опасаются, что без проработки компанией и Минцифры указанных вопросов существует серьезный риск повторения кризиса доставки отправлений, имевшего место в 2009-2011 годах.
В связи с этим «Почте России» поручено подготовить проект «дорожной карты» по реализации указанной инициативы, а заинтересованным министерствам и ведомствам – до 31 января проработать документ.
Он должен, в частности, включать: описание модели работы «Почты России» как единого оператора электронной торговли с указанием конкретных мероприятий и сроков их исполнения, финансово-экономического обоснования, технологического описания и оценки достаточности производственных мощностей и сроков доработки информационных систем. Также в документе будет указано, какие изменения в законодательстве могут потребоваться для реализации инициативы. Помимо этого, необходимо просчитать экономические последствия для физических лиц — получателей товаров e-commerce в случае реализации предложений «Почты России».